Андрей Смирнов
Время чтения: ~8 мин.
Просмотров: 0

Как научить ребенка алфавиту

В каком возрасте начинать учить ребенка алфавиту

Единого мнения о подходящем времени для начала обучения не существует. Врачи разных специальностей — неврологи, офтальмологи — убеждены во вреде раннего развития. Они объясняют это тем, что необходимые структуры мозга и органа зрения еще не сформированы.

Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, профессор, академик РАО, считает, что возраст 3-4 года не подходит для начала работы с азбукой. Ребенка можно заставить заучить буквенные символы, но он не будет понимать их смыслового значения.

По мнению специалиста, у дошкольника не сформируется правильный механизм восприятия слова, если занятия начать слишком рано. Он будет угадывать последующие буквы по двум-трем первым и легко путаться, если прочитал неверно. Только у 20% детей до пяти лет мозг развит достаточно для усвоения алфавита.

Анна Семенович, нейропсихолог, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии, утверждает, что нарушения, связанные с преждевременным обучением чтению, проявляются не сразу.

Плакаты с алфавитом помогают ребенку запомнить буквы.

Это могут быть следующие отсроченные проблемы:

  • частые заболевания;
  • аллергии;
  • симптомы логоневроза;
  • навязчивые действия;
  • тики и т. д.

Проявления нарушений связаны с тем, что мозг получает большую нагрузку, чем способен выдержать. Ему приходится «заимствовать» энергию у других процессов, например эмоций. В дальнейшем взрослые не понимают, из-за чего ребенок стал агрессивным и конфликтным.

Изучение алфавита в 3 года

Любопытство — первый шаг к началу обучения азбуке. Задача родителей — развить и поддержать интерес к книгам. Если малышу много читают, у него появляются любимые сказки и стихотворения, которые он захочет прочитать самостоятельно.

Начиная знакомство с алфавитом, рекомендуется следовать нескольким правилам.

  1. Давать ребенку возможность самому выбирать книги для чтения и перелистывать страницы.
  2. Внимательно изучать текст и картинки, обсуждать их.
  3. Чтобы быстро овладеть навыком чтения, следует произносить согласные не привычным школьным слогом («бэ», «вэ» и т. д.), а коротко («б», «в»).
  4. Учить буквы нужно не по порядку, а от простых к сложным, начинать следует с гласных. Первыми должны быть часто встречающиеся звуки, потом — более редкие.
  5. Для выработки привычки занятия проводятся систематически в одно и то же время дня.
  6. Изучение одной буквы проходит не менее двух дней. Для закрепления используются карточки, кубики, поделки из пластилина. Новое занятие всегда следует начинать с повторения предыдущего.

Школьные методы не подойдут для раннего возраста. Занятия в центрах развития или в домашних условиях должны сопровождаться большим количеством наглядного материала, интересными заданиями, проводиться в творческой форме — лепка, рисование, аппликации и т. д.

Методического материала по этой теме достаточно. Чаще всего используются магнитная азбука, кубики, наклейки и карточки. Полезно прорисовывать буквы на бумаге, доске или асфальте.

Складывание азбуки из небольших предметов не только поможет запомнить, но и поспособствует развитию мелкой моторики. Для этого используются счетные палочки, пуговицы, бусины, конфеты, жевательные подушечки. Они либо выкладываются на стол, либо приклеиваются на лист бумаги. Нужно внимательно следить, чтобы эти предметы не попали в рот или дыхательные пути.

Помочь освоить алфавит могут звуковые обучающие книги или игрушки. На полках магазинов найдутся «Азбука для мальчиков» и «Азбука для девочек». В них содержатся понятия, интересные в зависимости от пола. При нажатии на кнопку-букву звучит соответствующее ей слово.

В детских центрах развития используются популярные пособия:

  • методика Гленна Домана;
  • развивающие кубики Зайцева;
  • «Изучаю и запоминаю буквы» Н. В. Пятибратовой.

Методика Домана содержит карточки с простыми понятиями: «мама», «папа», «баба» и пр. Задача педагога — показывать и произносить их. Ребенок постепенно запоминает, как выглядят карточки, и правильно называет их при повторной демонстрации.

Зрительный орган дошкольника развивается, мозг учится отличать один письменный знак от другого. Постепенно изученные понятия заменяются новыми, затем объединяются в словосочетания, простые и распространенные предложения, книги с крупным шрифтом.

В методике Пятибратовой работает принцип ассоциации.
Методика Зайцева часто используется в центрах детского развития.
Карточки Домана помогают расширить словарный запас и научится читать.

Кубики Зайцева используются как для здоровых детей, так и для слабовидящих, слабослышащих и имеющих диагнозы ЗПР, аутизм, алалия и т.д. Хорошие результаты показывают дети, которые не разговаривают на русском языке. Для работы применяются таблицы и кубики с буквами и слогами.

Методика Пятибратовой основана на ассоциативном восприятии. Например, звук «у» произносится детьми при виде карточки с самолетом, «з» — на изображение стрекозы.

Педагоги центров раннего развития сами составляют удобные презентации для работы с детьми. На слайдах изображаются буквы, картинки, направления движения руки при написании. Полезно добавить рисунки детей данной группы. Это способствует запоминанию и вызывает положительные эмоции.

Изучение в 4 года

Приложение для изучения алфавита заинтересует самых маленьких гениев.

Форма занятий в этом возрасте остается игровой. Упражнения используются те же, что и в 3 года:

  • работа с карточками;
  • складывание буквенных символов из мелких предметов;
  • рисование;
  • раскрашивание картинок с буквами и др.

Добавляются и новые, более сложные игры. Например, определить вырезанную из картона букву на ощупь или назвать по картинкам слова, начинающиеся на изучаемый звук.

Изучение в 5 лет

Дошкольник начинает проявлять интерес к чтению. Он видит буквы в окружающих предметах и понимает их значимость. Рисовать и выкладывать алфавит пятилетка может самостоятельно. В магазинах представлен большой выбор пособий, помогающих изучить азбуку.

Развивающий электронный букварь или плакат представляет интерес для детей. Его задача в том, чтобы ребенок запомнил буквы без занятий с родителями. Он самостоятельно выполняет задания игрушки.

Например, нужно «написать» слово «нож», т. е. нажать на кнопки в правильной последовательности. Или ответить, какая буква идет после «Л». Кроме выученного алфавита ребенок получает развитие памяти, мышления и внимания, у него формируется усидчивость.

В рабочих тетрадях и прописях дети пишут по точкам, раскрашивают, рассматривают картинки и сопоставляют их с изучаемым звуком.

Изучение в 6 лет

В игровой форме всегда интереснее учится.

Если раньше ребенок не проявлял интереса к чтению и не смог запомнить азбуку, родителям не о чем переживать. 6 лет — самый подходящий для обучения возраст. Этот процесс будет проходить проще и быстрее.

Упражнения и пособия используются те же, что и раньше. К ним добавляются тематические развивающие мультфильмы, сайты, приложения для смартфонов и планшетов. Такие занятия должны ограничиваться по времени и контролироваться родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Как знакомить дошкольника с буквами111 КБ

Как легко выучить буквы

Осваивать алфавит в 3-6 лет нужно играя, а не проводя скучных школьных уроков. Для эффективных результатов разработаны различные интересные упражнения. Это повседневные детские занятия, которые проходят с использованием азбуки.

Игры для детей в помощь для легкого изучения

Приучать к подобным играм можно с 3 лет и раньше, но не стоит требовать быстрого решения задачи. В раннем возрасте детям во всем требуется помощь взрослых.

  1. «Веселый паровозик». Инвентарь:
    • небольшие игрушки, названия которых начинаются с разных звуков;
    • «вагончики» — коробочки, контейнеры, на которых написаны буквы.

    Ребенок берет игрушку и кладет ее в соответствующий контейнер. Необходимо распределить все игрушки по вагончикам.

    </ul>

  2. «Мемори». Инвентарь: парные карточки с изучаемыми буквами. Популярная игра, адаптированная под тему. Карточки раскладываются изображениями вниз. Переворачивая их по одной, ребенок ищет и убирает пары. Количество карточек влияет на сложность игры и выбирается в зависимости от возраста и ориентации в алфавите.
  3. «Лото». Инвентарь:
    • буквы (карточки, магниты, вырезанные картинки);
    • игровые карты.

    Каждую букву предварительно нужно завернуть в бумагу или фольгу, чтобы ее не было видно. Играть, как в обыкновенное лото. Используется поле, на котором написаны буквы или изображены предметы (животные, растения и т. д.).

    </ul>

Ассоциации с буквами

Популярная методика на эту тему — «Изучаю и запоминаю буквы» Н. В. Пятибратовой. Автор предлагает осваивать звуки по предметам или животным, которые их издают или ассоциируются с ними.

Например, «у» подходит самолету. Взрослый показывает картинку, затем разводит руки и изображает гул «у-у-у-у». «М» изучается через слово «мама», используется карточка с приятным женским лицом.

Написание букв

Существует множество способов рисования и написания алфавита:

  • карандашом или ручкой в прописях;
  • мелом на асфальте;
  • пальцем на рассыпанной крупе, например манке;
  • палочкой на песке;
  • выложив мелкими предметами (пуговицами, орешками, конфетами и пр.);
  • детская мозаика — «грибочки», которые вставляются в отверстия на поле.

Все они способствуют запоминанию азбуки, разработке руки и развитию мелкой моторики.

Лепка букв из пластилина

Используется пластилин или соленое тесто. Лепить можно как сами буквы, так и предметы, названия которых на них начинаются. Самые простые фигурки — фрукты и овощи: арбуз, банан, морковь. Слепив поделку, можно ее раскрасить или дополнить декоративными элементами (бусины, бабочки из пластилина).

Слепив буквы можно с ними познакомиться.

Раскрашивание и обведение контуров

Прописи — полезная тренировка для изучающих азбуку. Ребенок не только запоминает букву, но и учится держать ручку и упражняется в навыке письма.

Раскрашивать распечатанные символы можно не только красками или карандашами. Это полезное занятие, но оно быстро надоедает детям.

Существуют более интересные способы разрисовать и декорировать картинку.

  1. Проявляющиеся чернила. Раскрасив бумагу бесцветным молоком и нагрев лист, дети с удивлением наблюдают, как появляется цвет.
  2. Пластилин. Популярный метод — размазывание тонким слоем пластилина пальцем.
  3. Крупы. Сначала на букву приклеиваются зерна, например, риса, а затем раскрашиваются.
  4. Декоративные элементы. Украсить изображение можно пуговицами, бисером, натертыми восковыми мелками, скомканными кусочками разноцветной бумаги.
  5. Вырезанные картинки. Для «а» подойдут маленькие изображения арбузов, аистов, абрикосов. Их приклеивают по всей площади буквы.

Интересный способ привлечь внимание девочки — испечь печенье в форме букв и украсить его айсингом или кремом.

Буквы из крупы помогают выучить алфавит и развить мелкую моторику.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации