Андрей Смирнов
Время чтения: ~9 мин.
Просмотров: 0

Как поставить звук Ы ребенку

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей № 5.

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной группе

«Знакомство с буквой ы».

                                          Составила:

                                                 Вазанкова С.В.

г. Комсомольск – на – Амуре, 2009г.

Программное содержание:

— продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

— познакомить с буквой ы;

— учить составлять предложения из трех слов;

— продолжать учить детей называть слова с заданными звуками;

— развивать внимание, умение слушать друг друга;

— воспитывать интерес к изучению родного языка.

Программное содержание:

— продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

— познакомить с буквой ы;

— учить составлять предложения из трех слов;

— продолжать учить детей называть слова с заданными звуками;

— развивать внимание, умение слушать друг друга;

— воспитывать интерес к изучению родного языка.

Программное содержание:

— продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

— познакомить с буквой ы;

— учить составлять предложения из трех слов;

— продолжать учить детей называть слова с заданными звуками;

— развивать внимание, умение слушать друг друга;

— воспитывать интерес к изучению родного языка.

Программное содержание:

— продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

— познакомить с буквой ы;

— учить составлять предложения из трех слов;

— продолжать учить детей называть слова с заданными звуками;

— развивать внимание, умение слушать друг друга;

— воспитывать интерес к изучению родного языка.

Материал:

Красные, синие, зеленые фишки; касса с пройденными гласными буквами; 10-12 игрушек;  тетради; простые карандаши; бубен; чудесный мешочек; карточки с изображениями предметов, в которых есть звук «ы».

Ход занятия:

1. Игра на внимание.

— Ребята, сядьте на свои места, в чьих именах есть звук «я», потом сядьте те в чьих именах есть звук «и», сядьте те в чьих именах есть звук «а».

2. Работа над предложением.

Воспитатель выставляет на стол 10 – 12 игрушек.

— Ребята нужно составить про одну или две игрушки предложение, назвать 1-е, 2-е, 3-е слово и зарисовать предложение на доске.

К доске вызвать 4 – 5 детей.

3. Звуковой анализ слова мышка.

— Сейчас сделайте звуковой анализ слова мышка.

Вызванный ребенок интонационно выделяет 1-й звук, называет его «м» – это согласный, твердый, поэтому обозначаем синей фишкой; выделяет 2-й звук и называет его «ы» — это гласный, поэтому обозначаем красной фишкой. После этого воспитатель говорит, что звук «ы» обозначается буквой ы. Ребенок выделяет 3-й звук, называет его «ш» — это согласный, твердый, поэтому обозначаем синей фишкой; выделяет 4-й звук и называет его «к» — это согласный, твердый, поэтому обозначаем синей фишкой; выделяет пятый звук «а» — это гласный, поэтому обозначаем буквой а.

— Рассмотрите буквы ы, на что она похоже (предположения детей).

— Буква ы ставится после твердых согласных звуков, потому что предает предыдущему согласному твердость.

— Сколько звуков в слове мышка? (5).

— Сколько слогов? (2).

— Как вы определили, что в слове мышка 2 слога? (сколько гласных, столько и слогов).

— Сколько согласных звуков в слове мышка, назовите их? (три согласных звука: «м», «ш», «к»).

— Какой в слове звук всегда твердый согласный? («ш»).

— Назовите звук, который стоит после первого согласного —  («ы»).

— Назовите звук, который стоит за второй гласной – (никакого).

— Назовите звук, который стоит после второго согласного звука – («к»).

— Назовите звук, который стоит после четвертого звука – («а»).

4. Работа в тетрадях.

— А сейчас откройте свои тетради и мы поработаем в них. Заштрихуйте букву ы.

— Напишите строчку буквы ы. Аня напомни нам, как она пишется. (Как ь знак, только рядом еще палочка).

— А еще.

— Сверху вниз одна палочка, которую закругляем, рядом пишем сверху вниз другую палочку.

— Соблюдайте интервал между буквами.

— Приступайте к работе и следите за своей осанкой.

— Внизу у вас нарисованы предметы, нужно обвести предмет в кружок, если в его названии есть звук «ы».

— Какие предметы вы обвели (лыжи, дыня и.т.д.).

5. Физминутка.

Правила игры:

— Когда звучит бубен, вы бегаете, как только бубен замолчит – останавливайтесь и слушайте задание; если я говорю правильно вы хлопайте в ладоши, если неправильно – топайте ногами.

— Звук «ы» — согласный.

— Звук « а» — гласный.

— Звук «о» пишется после твердого согласного.

— Звук «ё» пишется после мягкого согласного.

— Звук «я» пишется после твердого согласного.

— Гласные —  это звуки, которые встречают преграду во рту.

— Гласные — это звуки, которые поются.

— Звуки – это то, что мы видим.

— Звуки – это то, что мы произносим.

— Буквы – это то, что мы видим.

— Звук «ш» всегда твердый согласный.

6. Игра «Кто внимательный».

Воспитатель ставит на доску синюю фишку.

— Какие гласные буквы пишутся после твердых согласных (а, о, у, ы).

Под синей фишкой ставится зеленая фишка.

— Какие гласные буквы пишутся после мягких согласных (я, ё, ю).

— Теперь закройте глаза, я убирая букву или переставляю буквы в рядах, а вы говорите, какой буквы нет или что изменилось.

Дети выходят на ковер.

7. Игра «Чудесный мешочек».

— Втавьте пропущенные буквы в слова: л…жи, м…шка, р…ба, яз…к, р…сь, м…ло, кр…ша, д…м, зуб…, пчёл… и.т.д.

— Какую букву мы ставим в эти в слова?(букву ы).

— В мешочке у меня карточки с изображением предметов. Каждый из вас достает по одной карточке и определяет, есть или нет в названии изображаемого предмета звук «ы». Если этот звук есть, то надо определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова) и соотнести с карточками, которые находятся на ковре.

Например:

— В слове лыжи, есть звук «ы», он находится в середине слова, мы соотносим его со второй карточкой.

— Назовите картинки, которые мы соотнесли с первой карточкой.

— Почему первая карточка пустая? (потому что нет слов, которые начинались бы на звук «ы»).

— Назовите картинки, которые мы соотнесли со второй карточкой.

— Назовите картинки, которые мы соотнесли с третьей карточкой.

— молодцы! Вы правильно разместили свои картинки.

— Скажите мне с какой буквой мы сегодня познакомились? (с буквой ы).

— Что вы можете о ней сказать?(Буква ы ставится после твердых согласных звуков, потому что предает предыдущему согласному твердость; гласная).

8. Игра «Назови слова».

— Назовите слова со звуком «в», а затем слова со звуком «вь».

— Молодцы! Я очень рада, как вы сегодня поработали.

Л…ЖИ

М…ШКА

Р…БА

Р…СЬ

М…ЛО

КР…ША

Д…М

ЗУБ…

ПЧЁЛ…

Д…НЯ

П…ЛЬ

ЯЗ…К

КОТ…

.

.

.

Знакомство с буквой Ы

Читая слоги с Ы ребенок может познакомится с данной буквой.

Прежде чем приступить к знакомству детей с гласной «Ы», полагается вспомнить уже знакомые звуки и соответствующие им буквы А, О, У, И. Требуется уточнение, что звуки эти гласные, то есть произносятся свободно: звук через ротовую полость выходит беспрепятственно.

Далее сообщаем детям, что есть еще и гласный звук [Ы]. Для наглядности можно пропеть сочетания гласных а, о, у с гласной Ы — аы — оы — уы. После того как дети прослушали гласный [Ы], логично показать им его графическое обозначение — букву «Ы».

Загадки, поговорки и скороговорки

Для развития логического мышления ребенка хорошо использовать загадки. Ответом на них должно быть слово с «Ы», сопровождаемое картинкой, например дым («Вьется, взвивается, в небо устремляется»).

Развитию памяти и постановке звука способствует заучивание детьми поговорок и скороговорок. Поэтому в ходе урока учим ту или иную скороговорку. Например: «Рубили дроворубы сыры дубы на срубы».

Скачать:

ВложениеРазмер
x-office-document.pngobuchenie_gramote.doc56.5 КБ

Цели и задачи

Цели:

  1. Изучение детьми дошкольного возраста гласной «Ы».
  2. Различение ребенком звука [Ы] и его четкое произношение.
  3. Обучение дошкольника образованию форм множественного числа существительных.

Задачи:

  1. Ознакомление дошкольника со звуком [Ы] и с его графическим изображением.
  2. Приобретение им начальных навыков фонетического анализа.
  3. Развитие словообразовательных навыков (образование имен прилагательных от имен существительных).
  4. Развитие мелкой моторики в процессе изображения «Ы».
  5. Развитие фонематического слуха и навыков выразительности и разборчивости речи.

Сказки про букву Ы

В ходе урока дошкольникам можно прочесть сказку про гласную Ы, в которой выявляется ее важность. Также подойдет сказка Г. Юдина с обильным употреблением «Ы» «Крыса Дылда и Пых-пых».

Ее герои мышонок Мыша и цыпленок Цыпа однажды вечером дружно поедали дыню. Но тут появляется еще одна героиня — крыса Дылда. Она в диком страхе бросилась под кровать Мыши. Оказалось, на ее постели кто-то, спрятавшись под одеялом, издает странные звуки: «Пых-пых». Здоровенная крыса Дылда взывала к маленьким друзьям о помощи. Храбрясь, мышонок и цыпленок отправились на разведку. Дылда тряслась под кроватью.

Они вернулись скоро. При этом Мыша вытирал усы. Это пыхтело тесто для пирога, поставленное мамой Дылды в теплое место. Мыша и Цыпа, недолго думая, его съели.

stih-s-bukvoj-y-150x150.jpg
Стихотворение с буквой Ы.
napishi-bukvu-y-e1562427324476-150x150.jpg
Образец письменного задания для закрепления буквы Ы.
Можно предложить ребенку раскрасить букву Ы.
Пример карточек со словами с буквой Ы.

Постановка звука

Поставить ребенку гласный [Ы], как и другие звуки, лучше всего в игре. Эффективна игра «Один — много». Она заключается в образовании форм множественного числа существительных. Например: кот — коты, зуб — зубы, лиса- лисы, ваза — вазы.

Существительные первого и второго склонения лучше выбрать для игры заранее, так как не все из них в форме множественного числа имеют окончание -ы. В процессе игры [Ы] выговаривается четко.

Для закрепляющего упражнения хорошо пропеть гласный [Ы] на разные лады: в низкой и высокой тональности, долго и коротко. При этом можно изображать завывание могучего ветра, гнущего деревья, и тихое веяние легкого ветерка. Так отрабатывается артикуляция звука.

Стоит обратить внимание на особенность «Ы» в русском языке: ее никогда нет в начале слова, она может располагаться только в середине или в конце его (сыр, дым, усы).

mehanizm-perehoda-ot-i-do-y-300x169.pngМеханизм перехода от произношения И к Ы.

Навыки четкого произношения звука [Ы] целесообразно подкрепить его артикуляционной характеристикой: открытость губ и зубов при произношении; положение языка (пассивен); отсутствие препятствия при выходе струи воздуха изо рта.

Внимание детей следует привлечь к тому, что «Ы» участвует не только в образовании форм множественного числа, но и в образовании новых слов. Так, часы, которые могут быть расположены на руке, на стене или на столе, называют наручные, настенные, настольные.

Стихотворения про букву Ы

Ребенку полезно для развития памяти запоминать стихотворения, и хорошо будет к занятию поручить детям запомнить подходящие по теме стихи. Детских стихотворений, посвященных гласной «Ы», много. Из самых распространенных — стихотворения Г. Виеру («Бык мычит две буквы…») и В Берестова («Жили-были прыгуны…»).

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации