Андрей Смирнов
Время чтения: ~9 мин.
Просмотров: 0

Первое знакомство с библиотекой

Предварительный просмотр:

БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК НА

ТЕМУ: «ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ.

МЫ  И  КНИГИ»

Провела: Косарева  И.В. библиотекарь МБОУ Платовской СОШ

Библиотечный урок для учащихся 1-го класса

« ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ. СТРОЕНИЕ КНИГИ.  МЫ И  КНИГИ».

Цели:

— познакомить  учащихся с   базовыми  понятиями по основам библиотечно-библиографической грамотности  — «библиотека», «книжный фонд», « абонемент»,

 « формуляр»;

— сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки;

— дать понятие об основных элементах книги (обложка, титульный лист,  иллюстрация аннотация, содержание );

            —  привить любовь к книге, к культурному чтению;

            — познакомить детей с « Правилами поведения в библиотеке».

Книга – учитель,

Книга — наставник,

Книга — бесценный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

если ты выпустишь книгу из рук.

( В. Боков)

Библиотекарь. Ребята, сегодня  у  нас  не обычный  урок и мы с  вами совершим  путешествие  в сказочный  мир. Но сейчас  я хочу задать вам несколько вопросов.  Скажите, где можно найти много книг: рассказов и сказок, стихотворений и детских журналов?  Где можно выбрать книгу по интересу,  подготовиться к уроку,? А познакомиться с книжными новинками, перелистать страницы газет и журналов? Конечно же, в библиотеке.

А все ли ты знаешь о БИБЛИОТЕКЕ? Что обозначает это слово? Библиотека (от греч. библио – книга, тека – хранилище) –– учреждение, в котором собираются, хранятся разные документы: книги, газеты, журналы, диски… Их выдают во временное пользование читателям..

«Библио» по –гречески  книга, а «тека» — хранилище. А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте -написанные на папирусе, в Междуречье — выцарапанные на глиняных табличках, в Индии — составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае — свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

Итак, библиотека — это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоитна своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом , свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире вам поможет, конечно, библиотекарь.

В нашей школьной  библиотеке одно отделение: абонемент. У слова «абонемент» много значений.  В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку — ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.

А вот это, ребята,читательский формуляр , куда записываются все книги, которые вы прочтете.

У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература — энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день.  Книги — как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить. Чем вылечить. И советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что делать? — БЕРЕЧЬ!

Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:

• НЕЛЬЗЯ КНИГИ ПЕРЕГИБАТЬ.

• НЕЛЬЗЯ ЗАГИБАТЬ КНИЖНЫЕ СТРАНИЦЫ.

• НЕЛЬЗЯ ЗАКЛАДЫВАТЬ В КНИГИ КАРАНДАШИ, РУЧКИ.

• НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ И РИСОВАТЬ В КНИГАХ.

• НЕЛЬЗЯ ЧИТАТЬ КНИГИ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ.

Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.

А теперь   послушайте  вот  такое стихотворение.

           Я –книга, я товарищ  твой!

           Будь ,школьник  ,бережным  со  мной.

           Мой чистый  вид  всегда  опрятен,

           Оберегай  меня  от  пятен.

           Привычку  скверную  оставь:

          Листая, пальцы  не  слюнявь.

          Ой ,уронил меня  ты  на  пол.

          Ай ,супом ты меня  заляпал.

          Опять со  мной  небрежен  ты.

          Мой  переплет не  выгибай,

          Мой  корешок  не поломай!

          Не забывай  меня  в  саду,

           Вдруг  дождик  грянет  на  беду.

          Запомни:  я  твой  лучший  друг,

          Но  только  не  для  грязных  рук.

Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Давайте познакомимся с  правилами  пользования школьной  библиотекой:

Правило №1: В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

Правило№2: Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило№3: С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

Правило №4: Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.

Правило№5:  Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.

Человек, любящий, умеющий читать, — счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья — это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Прошел год с тех пор, как вы переступили порог нашей школы. Многое узнали, увидели, прочитали. Сегодня мы поговорим о том, как построена книга.

У меня в руках книга. Что мы видим?

— Обложка (или переплет). Для чего она нужна? (Ответы детей).

— Правильно. Обложка защищает книгу, листы от повреждений и придает ей нарядный вид. Она подскажет тебе, кто написал книгу, как она

называется. А если есть картинка, то можно догадаться, чем пойдет речь, с какими героями ты встретишься, читая произведение.

Открываем книгу: первая страница книги — ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. Это имя книжки и ее адрес. Из текста на титульном листе мы узнаем:

1. Кто написал это произведение?

2. Каково его заглавие?

3. Кто нарисовал иллюстрации, картинки к этому произведению?

4. В каком городе, и в каком году появилась эта книга, какое издательство выпустило книжку в свет?

Кроме обложки  и  титульного  листа есть очень  важные элементы книги. Они  помогают в  выборе книги. Это аннотация, предисловие, оглавление

Автор обычно хочет сказать несколько слов тому, кто взял в руки его книгу. И он делает это в ПРЕДИСЛОВИИ. Предисловие может быть написано и другим человеком, который делится с читателем своими впечатлениями о книге и ее авторе. В древности всякий рассказ, историю называли «словом». Это значение сохранилось и до наших дней в слове «Предисловие», то есть то, что перед «словом», рассказом или ,иначе. Перед текстом. Из предисловия можно узнать, о чем или о ком эта книга. Когда и в какой стране происходят события и многое другое. Обычно предисловие бывает коротким,  его можно прочитать прямо здесь ,у полки. И ты сразу поймешь, нужно тебе читать эту книгу илинет.

В конце книги обычно дается ее СОДЕРЖАНИЕ (оглавление) по главам или частям повествования. А если книжка состоит из произведений нескольких авторов, то и об этом можно узнать из содержания, сразу определив, на какой странице находится нужный нам текст.

Библиотекарь:  Ребята, сегодня  у нас не просто викторина- сегодня мы приглашены в гости к сказке. С  ней мы начинаем знакомиться  с самого  раннего возраста. Я уверена, что каждый из вас знает много сказок. Назовите их. Что же такое сказка? Это занимательный рассказ о необыкновенных чудесах, о фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают двух видов: народные и авторские. А в чём отличие авторских сказок от народных?  А теперь мы отправимся в путешествие по сказкам.

Викторина. А теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях!

1. Он весь из дерева, нос, как морковка длинный

И как зовут его, все знают, — …(Буратино)

2.Для этой крошки цветок совсем как лодочка.

Сидит в нем девочка по имени — … (Дюймовочка)

3.Слезы льет Алёнушка , у озера на камушке.

Белым стал козленочком брат ее — …( Иванушка)

                                      4. В начале он грубых насмешек стыдился, летать не хватало   силенок,

                                     Но в птицу прекрасную он превратился-стал лебедем …(Гадкий  утенок)

.                              5.Любую пакость сделать – для нее пустяк,

                                        Стыда не ведает старуха …( Шапокляк)

                        6.Емеля, не зная рыбацкой науки,

                           Поймать ухитрился волшебную …(Щуку)

                       7.Царицу с сыном наказать решили

                          И в бочке плавать по волнам пустили.

                           Но вырос сын, из бочки вышел вон,

                            С тех пор известен он как князь … (Гвидон)

Физкультминутка. Головой качает слон

 Раз, два, три — вперёд наклон,

 Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)

 Головой качает слон —

 Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

 Хоть зарядка коротка,

 Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

 Головою три кивка

 Раз — подняться, потянуться, (Потянулись.)

 Два — согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

 Три — в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

 Головою три кивка. (Движения головой.)

 На четыре — руки шире, (Руки в стороны.)

 Пять — руками помахать, (Махи руками.)

 Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

        А сейчас я предлагаю вам назвать сказку, где живут эти персонажи:

1. Дядя Федор, кот Матроскин,  пес  Шарик,  почтальон  Печкин, Галчонок.

 ( «Каникулы в Простоквашино»)

2. Мартышка, удав, попугай, слоненок ( «38 попугаев»)

3. Поросенок Пятачок, ослик Иа, Кролик, медвежонок Вини. ( «Винни-Пух и все, все, все»)

4. Король, принцесса, кот. пес, петух, осел. («Бременские музыканты»).

Молодцы! Вот  и  подходит  к концу  наше путешествие. Давайте вспомним с какими новыми словами мы  с  вами познакомились ,кого встретили в своем путешествии.

Итог      урока.

— Кто вспомнит, что такое библиотека? (дом книг)

— Как называется отделение библиотеки, где книги выдают на дом? (абонемент)

— Какие книги не выдают в библиотеке на дом? (энциклопедии и

справочники)

— Чего нельзя делать с книгами?

— На сколько дней в библиотеке выдают книги?

— Почему нельзя терять библиотечные книги?

— Как называется этот документ? (показывает формуляр)

Скачать:

ВложениеРазмер
x-office-document.pngbibliotechnyy_urok_dlya_uchashchikhsya_2.doc51.5 КБ

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации