Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 3

Тема урока «Число 7 и соответствующая ему цифра» (1-й класс)

Первичное знакомство с числом

Задачи преподавателя:

  1. Познакомить ребенка с цифрой 7.
  2. Закрепить полученные знания.
  3. Сформировать взаимосвязь между целым и частью.
  4. Научить сравнивать числа посредством составления пар.
  5. Развить навыки вычитания и сложения чисел на заданном отрезке.

maxresdefault(70).jpg

Ребенок в процессе знакомства с цифрой должен:

  • освоить ее написание;
  • развить вычислительные навыки;
  • научиться совершать мыслительные операции;
  • улучшить память и концентрацию внимания.

Урок следует проводить в интерактивной форме. В качестве учебного материала рекомендуется использовать:

  • учебник «Математика» для 1 класса, 1 часть (автор — Л.Г. Петерсон);
  • компьютер;
  • проектор;
  • интерактивную доску.

Необходимо преподнести учебный материал таким образом, чтобы ученик понял, что от него требуется, и мог самостоятельно выполнить все задания.

В обучающих играх также могут участвовать одновременно несколько детей. Такой прием способствует появлению азарта и лучшему усвоению материала. При этом для каждого задания необходимо устанавливать лимит времени на его выполнение. Каждый ребенок будет стараться выполнить его быстро и правильно. На подготовительном этапе обучения лучше не использовать поощрений для победителей. Это может негативно сказаться на психике ребенка, который будет отставать, и в дальнейшем плохо повлияет на его способности к обучению.

shutterstock_111297197.jpg

Скачать:

ВложениеРазмер
x-office-document.pngmatematika_chislo_i_tsifra_7.docx37.44 КБ

Визуальные развивающие тренажеры

Существует много игр для освоения чисел и цифр. Их принцип построен на визуальном восприятии и запоминании последних при помощи ассоциаций и простых вычислений.

К таким играм можно отнести:

  1. Развивающую игру «Цифры», рассчитанную на возраст от 4 до 6 лет. Она состоит из карточек, на каждой из которых изображены объекты в том количестве, в котором указана цифра внизу карты.
  2. Символы на магнитах, которые прикрепляются к металлической доске. В состав входят буквы, цифры и символы арифметических действий (вычитания, сложения и др.).
  3. Лото «Буквы-цифры», куда входят 48 фишек и 6 карточек. На карточках по центру изображены предметы, а в верхнем углу — буква, на которую начинается название предмета.
  4. Набор кубиков с цифрами и арифметическими действиями.

Подходящие условия для обучения

Если занятия проходят дома, необходимо соблюдать некоторые правила, чтобы они были эффективными и одновременно доставляли ребенку радость, а не переутомляли.

Детям дошкольного возраста тяжело на протяжении длительного времени сосредотачивать внимание на одном объекте. Эту особенность нужно учитывать при организации домашнего обучения.

Перед проведением урока ребенка нужно заинтересовать, а сам урок обязательно должен проходить в игровой форме. Таким образом, его мозг будет легко воспринимать и запоминать информацию.

Как только ребенку станет скучно или он пожалуется на усталость, нужно сделать перерыв длительностью 10-15 минут, на протяжении которого следует заняться двигательной активностью:

  • сделать зарядку;
  • побегать;
  • поиграть в активные игры и проч.

По прошествии этого времени потребуется снова завоевать внимание ребенка и направить его на изучение материала.

В большинстве случаев детям интересно решать легкие арифметические задачи с одной неизвестной. Более сложные задания могут показаться ребенку трудновыполнимыми, и решить их без помощи взрослых он вряд ли сможет. Поэтому необходимо сосредоточить внимание на простых и понятных для дошкольника заданиях.

Обстановка в доме должна быть спокойной и рабочей. Лучше всего выбрать для занятий не детскую комнату, а гостиную или кухню, чтобы ребенок не отвлекался на любимые игрушки. Следует позаботиться о правильном освещении, т.к. ему предстоит фокусировать зрение на картинках и письменных заданиях.

shutterstock_5562817.jpg

В комнате не должны находиться другие люди: только тот, кто проводит урок, и сам ученик. Телевизор должен быть выключен: действия на экране и звуки будут отвлекать ребенка от выполнения упражнений.

Рекомендуется проводить занятия за столом. Ученик и преподаватель должны сидеть друг напротив друга. При визуальном контакте ребенок будет лучше воспринимать информацию.

Из принадлежностей на столе должны присутствовать:

  • простой карандаш и ручка;
  • цветные карандаши;
  • тематические раскраски;
  • задания и картинки с числом 7;
  • прописи.

Перед началом занятия нужно объяснить ученику, что от него потребуется и какие действия он должен выполнять в течение урока.

Раскраски и прописи

Прописи и раскраски облегчают запоминание у детей. Чтобы обучение было увлекательным, рекомендуется использовать:

f6f985156a76712f65cb6f879fd22ed5.jpg

  1. Прописи с цифрой 7, где дошкольнику выделяются клетки для написания цифры. Изначально семерка написана крупным шрифтом в большой клетке. В клетке меньшего размера находится цифра семь, нарисованная штрих-пунктиром.
  2. Рисунок гирлянд, где все лампочки перепутаны. На каждой из них стоят цифры от 1 до 10 в случайном порядке. Выше расположены пустые лампочки, куда ребенок должен вписать числа по порядку.
  3. Карточку, на которой нарисованы цветные цифры разного размера, разбросанные по всему периметру листа. Задача ученика — найти и обвести в кружочки все цифры 7.
  4. Карточку, на которой стоят точки с цифрами. Ребенку необходимо соединить между собой все точки прямыми линиями по порядку. В результате получается изображение.
  5. Лист с картинкой, поделенный на фрагменты разной формы и величины. Внутри каждого из них находится цифра. Детям нужно закрасить только фрагменты с цифрой 7 и получить изображение.
  6. Карточки, на которых изображено много кувшинок. На каждой из них стоит число. В верхнем левом углу нарисованы камыши и берег, в нижнем правом — лягушка. Задание для ребенка — провести лягушку к берегу, следуя по кувшинкам с цифрой семь.
  7. Несколько рядов с клетками. В каждом ряду по 7 клеток. В некоторых из них цифры стоят по порядку, но некоторые клетки пустые. Их нужно заполнить недостающими цифрами.
  8. Карточки с изображением фигур (треугольников, квадратов, звезд и др.), с помощью которых можно освоить сложение и вычитание. В каждой строчке находится семь одинаковых фигурок, разбитых между собой на разные количества (5+2, 6+1, 3+4 и др.). Напротив каждой строки стоит пустой квадратик, куда ребенку необходимо вписать полученное число.
  9. Грибы, изображенные на картинке. На шляпке каждого из них написано действие: 4+5, 7+1, 4+3, 2+4 и т.п. Ребенку нужно раскрасить только те шляпки, внутри которых сумма чисел составляет семь.
  10. Семь картинок, на которых изображены дети, занимающиеся различными видами деятельности в разные дни недели.

Предварительный просмотр:

Математика Тема Число и цифра 7. Знакомство.

Цель: Познакомить с числом и цифрой 7

Задачи:

-Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Умение обозначать количество из семи предметов цифрой 7,  знание состава числа 7

-Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей.  Повторить порядковый счет.

-Развивать математические представления детей.Формировать навыки счета в пределах 7.

— Развивать речь, мышление на основе анализа веселых задач.

-Воспитывать желание узнавать новый материал, прививать интерес к учебному предмету.

Коммуникативные УД: работа в группах, высказывание своего мнения, выслушивание чужого, развитие монологической и диалогической речи;

Регулятивные УД: интерес к учебному предмету (игры, сюрприз), планирование и оценивание своей деятельности;

ПознавательныеУД: анализировать, выделять главное, классифицировать, рассуждать.

Оборудование: ИКТ, рисунок  состава числа 7, математический веер, домик, счетный материал, рабочие листы,  линейки.

«Весёлые задачи»

В  задании повторяется состав числа 6. Учитель читает стихи, а дети на основе предметных действий самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.

а) Я нашёл в дупле у белки пять лесных орешков мелких.

    Вот ещё один лежит, мхом заботливо укрыт.

    Ну и белка! Вот хозяйка! Все орешки сосчитай-ка!

Один ребёнок выкладывает на магнитной доске  орешки, проговаривая свои действия вслух. Остальные — у себя на столах выкладывают кружки разного цвета:   О О О О О +  О           5 + 1 = 6

б) Два кубика у Саши, четыре — у Паши.

    Вы кубики все эти скорей сосчитайте, дети.

На демонстрационной лесенке один ребёнок выставляет кубики разного цвета, комментируя свои действия. Остальные дети выкладывают кубики LEGO двух цветов (или квадраты) у себя на столе:   2 + 4 = 6

в)  Три больших, три маленьких, маленьких, удаленьких —

      Целая семья опят. Сколько их на пне сидят?

У детей — разноцветные кружки, на демонстрационной доске — картинки с большими и маленькими грибами:  3 + 3 = 6

Обобщение: Как можно получить число 6? (5 + 1 или 1 + 5, 2 + 4 или 4 + 2, 3 + 3.)    

Пальчиковая гимнастика  «В гости»    «Паучок»

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя! (Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

Ход урока

1.  Организационный момент.

  — Сегодня  на  уроке  у  нас  гости,  давайте  улыбнемся  друг  другу,  нашим  гостям  и

покажем, как мы умеем работать на уроке.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

В жизни много интересного,

Но пока нам неизвестного.

Будем думать и считать

И о многом узнавать.

Все улыбнулись, тем самым пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Я тоже желаю вам  работать дружно, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Во время урока мы побываем в гостях у изученных чисел и познакомимся еще с одним из них. А с каким числом, вы узнаете чуть позже. Улыбнулись, в путь!

2.Актуализация знаний

Работа с числовым рядом. (у каждого набор- выложить)

Перед вами числа, которые заблудились. Поставьте их в правильной последовательности. (3,2, 1, 4, 6,5). Назовите хором последовательность чисел в прямом и обратном направлении. (1, 2, 3, 4, 5, 6).

Работа с числовыми веерами.

Покажите число:

«Какое число спряталось»

Стоящее перед 3     (2)

Стоящее слева от 5  (4)

Стоящее справа от числа 2 (3)

Между 4 и 6   (5)

Следующее за 5    (6)

Игра «Засели домик числа».

Вы показали число 6. Давайте  зайдем в гости к нему и посмотрим, какие числа с ним живут под одной крышей. Постучим кулачком в окошко 6 раз. (Стучим 6 раз по столу). А вот и домик. Какие числа поселились с числом 6? (6- это 1 да5; 2 да 4; 3да 3.)

3.Работа по теме. Знакомство с новой темой (новыми знаниями)

Образование числа 7

Мы побывали в домике числа 6. А домик какого числа следует за ним ? (7)

Чтобы тему урока узнать,Надо  загадку отгадать:(я вам подскажу, но для этого решите задачу- ниже )                          слайд 1

Есть пословица у нас И она известна всем — Отрезаешь только раз, А отмерить надо … (Семь)

Правильно, число 7.

(слайд 2) Сегодня мы с вами и отправимся в гости к новому числу- 7.

Как вы думаете, что мы будем с вами делать? (считать, писать, играть, изучать состав числа)

А давайте с ним поближе познакомимся. Как же его получить если есть число 6? ( к 6+1). Так число 7 по- отношению к числу 6 является следующим или предыдущим? (Следующим) .Учитель выставляет карточку с числом 7 в числовой ряд.

Ёж спросил ежа-соседа:                      Собираю их в лесу:

 -Ты откуда, непоседа?                          Шесть принёс, одно несу.        

 -Запасаюсь я к зиме.                             Призадумался сосед:

 Видишь, яблоки на мне?                      Это сколько будет всех?

Один ребёнок выкладывает картинки на магнитной доске, а остальные работают с геометрическим материалом.

-Дети, давайте поможем ежам сосчитать все яблоки. Кто помнит, сколько яблок ёж уже принёс? (6 яблок.) Положите у себя на столах столько же красных кружков.

-Сколько яблок он ещё несёт? (Одно.)

-Что мы должны сделать? (Прибавить ещё одно яблоко.)

  О О О О О О + О           6 + 1

  — Сколько яблок получилось, когда к 6 яблокам прибавили ещё 1 яблоко?  (Получилось 7 яблок.)

— Как получили 7 яблок? (Было 6 яблок. Ёж принёс ещё 1 яблоко. К 6    яблокам прибавили одно яблоко — получили 7 яблок.)                                  домик

Еще одна загадка, подумайте и решите:

Пять цыплят  стоят,

На скорлупки глядят,

Два яйца  в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поверней,

Отвечай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей?

-Сколько цыплят было сначала? (5)

-Сколько яиц еще лежит? (2)

Сколько будет у наседки цыплят? (7)

Как найдем? (5+2=7)

Еще одна загадка:

Много зверей у Саши  живет:четыре  собаки и трое  котят.Кто потрудился зверей сосчитать,Прошу вас ответ немедленно дать!

Сколько собак живет у Саши? (4)

Сколько котят? (3)

Сколько всего зверей живет у Саши?(7)

Как получили 7?(4+3)

Как можем получить 7?  (6+1,  5+2,  4+3)                    домик –на доске (слайд 3)

Знакомство с цифрой 7.

А число 7 обозначают знаком- цифрой 7.(Учитель показывает новый значок для обозначения числа 7).

Давайте подумаем, а что может обозначать цифра 7?  

Кто со сцены нам поёт, знает:

Семь в октаве нот.

Сам я подтвердить готов:

Семь у радуги цветов.

Дней в неделе тоже семь.

Ну, уж это ясно всем!

7 нот нотного стана, 7 цветов радуги, 7 дней в недели.

Что сказать о цифре 7?

Ты ведь знаешь дни недели.

Посчитай — ка их живей!

Если в счёте не собьёшься-

Ровно семь получишь дней.

Дети называют дни недели в правильной последовательности. Учитель выкладывает 7 полосок цветной бумаги — по количеству цветов радуги: понедельник — красная, вторник — оранжевая и т. д. – и получится радуга.

— Какой седьмой день недели?

Есть также с цифрой 7 пословица «Семь раз отмерь- один раз отрежь», также встречается в названии сказок  «Белоснежка и 7 номов», «Волк и 7 козлят».

— А теперь посмотрите на цифру 7 и скажите, на что она похожа цифра 7? (слайд 4-5)

Вот семёрка-кочерга,

У неё одна нога.            

  (С. Маршак)                                                                                        

Семь — точно острая коса,

Коси, коса, пока, остра.    

(Г. Виеру)  

Очень похожи,

Семёрки на клюшки

Для хоккеиста

И для старушки.

2) Работа с числовым рядом.

Посмотрите на новый дом с новым хозяином. Назовите хозяина этого домика.(7)

Какие числа у него живут?

Посмотрите на ленту чисел.

После какого числа при счете идет число 7?

Какое число стоит перед 7?

После какого числа стоит 7?

Кто соседи числа?

Какое число стоит  справа числа 6?

Сосчитайте, сколько учеников в классе?

Посчитайте от 1 до 7.

Посчитайте от 7 до 1.

Знакомство с написанием цифры 7.

Мы познакомились с числом 7. Давайте теперь познакомимся с его написанием. Отправляемся к нему в гости. Но прежде чем отправится в гости к числу 7- сходят в гости друг другу наши пальчики:

Пальчиковая музыкальная гимнастика  «Паучок»

Идем в гости к 7, стучим в дверь, ведь мы гости и должны знать, что придя в гости мы должны сначала постучать. (стучат по цифре от верха до низа- у каждого на столе образец написания и по нему стучат)

Из каких элементов состоит цифра 7? Цифра 7состоит из волнистой линии, большой и маленькой палочек. А вот и сама цифра 7

Чтоб семёрку написать,Уголок рисуй опять.Сверху вниз от уголкаЛинию ведёт рука.До конца её тяни,Посредине прочеркни.Эту цифру — цифру семь,Написать легко совсем!

Работа в тетради

Показ написания цифры 7 с помощью видео-презентации

Цифра 7 состоит из волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят её до верхнего правого угла клетки. Написание первого элемента цифры 7 совпадает с написанием последнего элемента цифры два (движение ручки вверх, вниз, вверх) с той разницей, что у двойки этот элемент расположен на нижней линии клетки, а у семёрки – под верхней линией клетки. Из верхнего правого угла проводят наклонную палочку к середине нижней стороны клетки как у цифры 1. Маленькая горизонтальная палочка должна перечёркивать длинную палочку примерно посередине.

А теперь попробуем вместе: с начала воздухе,  повторяем все вместе: повернули ручку обратной стороной и пишем в воздухе.

А теперь напишем цифру 7 на тарелочке (манка).

А теперь работаем самостоятельно: учащиеся работают в тетради- рабочий лист

Двое два образца обводят, потом  самостоятельно, остальные обведут по шаблону- две строчки

4. Физминутка для глаз «Радуга»

Тут тучка набежала и пошел дождик, а потом выглянуло солнышко, на небе появилась радуга- дуга. Вытянем ручку вперед с указательным пальчиком и проведем по радуге. Наблюдаем за кончиком пальчика, меняем пальчики.

А сколько цветов у радуги? (Тоже 7). Назовем их.

Я слышала, что если найти, где заканчивается радуга, в этом месте найдешь клад. Давайте и мы с вами пойдем по радуге дальше и, решив следующее задание, тоже, может быть, найдем клад.

5. Работа по теме (Закрепление)

Игра «Найди цифру»

Карточка «Найди цифру»- ищут цифру на рабочем листе и обводят. Сколько цифр 7 нашли и обвели в красный кружок? (7)- посчитайте

6. Физминутка

Раз –подняться, подтянуться,

Два — нагнуться-разогнуться,  

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,  

На четыре- руки шире,  

Пять — руками помахать,

Шесть – за парту тихо стать,

Семь — за парту — тихо сесть.

7. Работа по теме (Первичное закрепление)

 Игра «Найди пару»

Соотнеси картинки с цифрой. Поставь цифру к тем предметам, количество которых мы можем обозначить цифрой

 (дополнительно) Сложить цифру – картинка разрезана

Пазл- какой цифрой обозначим, найдите и положите рядом с картинкой

Работа у доски

Игра «Найди пропавшую цифру»

Работа с числовым рядом, доставляют нужную цифру. (у доски) или отгадывают

«Цветик -семицветик»

На улице весна. Дождик закончился, солнышко пригрело землю и тут появился…. (цветочек). А как он называется, вы сейчас узнаете, но для этого давайте выполним задание  и поможем цветочку распустить лепесточки. (Дети выполняют задания  и вокруг серединки расставляют лепестки).Мы выполнили задание, что общего у них? (У всех ответ 7).

(Цифра семь- дописать элемент, двое учеников- соседи числа, примеры)

Как же называется этот цветочек? (Цветик- семицветик). А где с ним мы с вами встречались?  (В сказке В. Катаева «Цветик — семицветик»)Сколько у него лепестков? (7).

Самостоятельная работа

Карточка с уровнем сложности (выбор,  или сам учитель)

1. Дописать цифру до конца в числовом ряду

2. Числовой ряд- пропущены цифры- есть в низу для соединения

3.Числовой ряд- дописать нужное число

Проверка с доской и проговаривание

8. Итог урока.Релаксация.

— А с каким числом и цифрой мы познакомились на уроке?

— Как можно получить число 7?

-Какую оценку за урок вы поставите себе?

-Что понравилось делать на уроке?

-Что было трудно?

— Что интересного вы узнали на уроке?

Если тебе понравилось работать на уроке, то прикрепи луч к солнышку, если трудно, и неинтересно- капельку дождя.

— Знания, которые вы получили на этом уроке – это настоящий клад, который останется с вами на всю жизнь.

Наступила пора расставания,

С миром чисел, чудес и побед.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

С радостью вам говорю:

Все ученики здесь молодцы!

Слайд 5

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации